Культурно-историческая школа - I
в литературоведении (искусствознании), возникла в середине XIX в. (И. Тэн, Г. Брандес, М. Менендес-и-Пелайо; в России - А. Н. Пыпин, Н. С. Тихонравов); разработала принцип историко-генетического изучения искусства (произведение выражает общественную психологию народа в определённый исторический момент), составив этап научной истории искусства, сближая искусство с другими формами сознания (культуры).
II
в этнографии, направление в начале XX в., согласно которому каждое явление культуры возникает единожды в одном месте; наличие его у разных народов объясняется распространением из первоначального центра (миграционизм, диффузионизм). На той или иной территории выявляется определённое сочетание элементов материальной и духовной культуры и конструируется «культурный круг». История культуры рассматривается как перемещение и напластование нескольких «культурных кругов».